?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Я большой не любитель использования иностранных слов там, где можно сказать по-русски.
Однако, вот с этим понятием в "облачной" среде информационных технологий, закавыка.
Неоднозначная закавыка, как с самой сущность, которую обычно называют "провиженинг", так и с попыткой назвать эту сущность по-русски.
В английском языке provisioning - это обеспечение кого-либо продовольствием (провизией :) ), снабжение.
Потом это слово попало к технарям, и понеслось...

Этот термин используют обычно в двух "отраслях":
(1) внутри компании предоставляющий какой-либо конкретный сервиса (например, SIP-телефония)
(2) в некой отдельной компании, которая перепродаёт сервисы прочих специализированных "облачных" компания - облачном посреднике/реселлере/брокере (опять куча иноземных слов :) )

И в одном, и в другом случае есть задача автоматически создать и сконфигурировать для клиента некий конкретный сервис с неким конкретными (иногда уникальными именно для этого клиента) характеристиками.
Примеры для группы "1".
Бизнес компании - продажа виртуальных машин.
Задача - предоставить клиенту N виртуалок, каждая из которых обладает собственными характеристиками (число ядер ЦПУ, объём RAM, объём для дисковой подсистемы, собственное доменное имя, некоторое количество IP-адресов, предустановку и настройку различных OS, предустановку и настройку какого-либо системного софта, подключение или не подключение к системам мониторинга...)
Все действия по созданию этих ВМ должны быть выполнены автоматически и выполнять их будет специальный программный механизм - "провиженинг".

Другой пример из этой группы "1"
Бизнес компании - продажа услуг SIP-телефонии.
Здесь так же "провиженинг" - это создание/оказание услуги и управление настройками без участия пользователя. Посыл тот же - об управлении в том или ином виде - настройка, рассмотрение вариаций под разные сетевые условия (dhcp option 66/x, PNP, sip notify, rps,...), принудительное "вкорячивания" прошивки в устройства, тонкие блокировки, например, от сброса конфига и т.д., и т.п.

Для группы "2" в общем случае всё очень похоже, за исключением того, что надо управлять не собственным оборудованием, а неким внешним независимым сервисом.

В общем случае идея "провиженинга" базируется на абстрактной модели сервиса, как произвольного набора неких абстрактных "ресурсов" (или "услуг" - используются разные названия).
Любой "ресурс" в "сервисе" имеет "тип ресурса" и "значение ресурса".
Типов ресурсов может быть много, чаще всего различают следующие типы:
* бинарные (логические) - типовые значения: ДА/НЕТ, 1/0, ВКЛ/ВЫКЛ, TRUE/FALSE, УСТАНОВИТЬ/НЕ_УСТАНАВЛИВАТЬ, ЗАПУСТИТЬ/НЕ_ЗАПУСКАТЬ...
* перечисления - это списки каких-то констант, например: "Windows, Linux, FreeBSD" (перечисление доступных ОС), "1,2,4,8,16,32" (перечисление доступных значений для RAM), "Москва, Владимир, Сургут" (перечисление доступных датацентров) ...
* число в диапазоне с шагом - пример: "от 1 до 64 с шагом 2", "от 1 до 12 с шагом 1"...
* целое число - (думаю, что тут всё понятно)
* произвольная строка символов - (думаю, что тут всё понятно)
* строка с маской (шаблоном) - обычно используется для задания, например доменного имени, или e-mail, или IP-адреса
возможны и какие-либо иные типы ресурсов.

Применительно к "облачным" IT-сферам (группа "2") под этим термином (или термином "провиженинг сервисов(сервиса)") понимаются некие действия, которые надо выполнить с "сервисом", чтобы:
(а) в сервисе появился новый клиент и новая подписка для этого клиента и клиент получил доступ к сервису
(б) в сервису клиенту создавались/удалялись/изменялись пользователи
(в) в конкретной работающей подписке на сервисе были произведены некие изменения (увеличено/уменьшено количество лицензий; увеличено/уменьшено, например, число ядер для виртуальной машины; включен/отключен фильтр DDOS; включено/отключено резервное копирование данных по-расписанию...)
(г) конкретная работающая подписка на сервис была временно приостановлена/продолжена
(д) конкретная работающая подписка на сервис была досрочно закрыта
(е) в сервисе были удалены данные о заданном клиенте
(ё) уметь считывать из сервиса некую "телеметрию" - сколько и каких ресурсов клиент потребил в своей работающей подписке за некий заданный промежуток времени (за прошедший час, или сутки, или неделю, или месяц) (эту "телеметрию" потом будет использовать подсистема учёта (биллинг) для расчёта долга клиента за оказанные ему услуги)

Подсистема провиженинга обычна является составной частью некой платформы по управлению внешними (относительно платформы) облачными сервисами (часто такую платформу называют "облачный брокер").
Как правило, внутри платформы подсистема провиженинга работает в связке с подсистемой учёта (биллинга) и подсистемой прямого ручного управления.
Управление внешними облачными сервисами "провиженинг" выполянет через API-команды этих сервисов. Следовательно, чем полнее API сервиса соответствует пунктам а-ё, тем лучше
Внутри подсистемы провиженинга находятся "драйвера" сервисов, которые реализуют задачи из пунктов а-ё через вызовы API сервисов и возможно какую-то ещё дополнительную обработку данных.



Comments

( 2 comments — Leave a comment )
shoora_vatman
Jun. 3rd, 2016 05:22 pm (UTC)
про слова
Корпоративный пирсинг, банинг и саунинг. По завершении - дансинг под модерн токинг.
Денис Проскурин
Nov. 28th, 2017 09:55 am (UTC)
То что нужно было узнать
Спасибо за хорошее пояснение. Никак было не уловить суть.
( 2 comments — Leave a comment )

Latest Month

October 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow